%20 : Церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"

Великий Пост. Памятка христианину.

Великий пост (Четыредесятница) – наиболее древний и значимый из всех христианских постов. Так как был установлен самим Господом нашим Иисусом Христом, когда Он постился в пустыне. Смысл любого поста заключается в воздержании души и тела от излишеств, освобождение сердца от страстей. Истинный пост должен всецело охватывать душу и тело человека. Воздержание во время поста необходимо воспринимать исключительно средством, а целью , как поста, так и всей жизни христианской является подражание Христу. С каждым шагом необходимо испытывать свое сердце и проверять, насколько за пройденное время нам удалось исполнить в своей жизни главнейшую заповедь Господа «возлюбить Бога всем сердцем своим и ближнего как самого себя» (Мф. 22, 37).

Христос в пустыне
Крамской И.Н. Христос в пустыне. 1872 (Государственная Третьяковская галерея)

Издревле наши предки благоговели перед днями святой Четыредесятницы. На Руси во время Великого поста запрещались все увеселительные мероприятия, отменялись праздники, закрывались мясные лавки и даже приостанавливались судебные тяжбы. Лишь только люди, прилежно постившиеся, встречали Светлое Христово Воскресение с реальным ощущением торжества жизни над смертью, добродетели над грехом.

Отказавшись от скоромной пищи не дозволяйте себе объедаться постными блюдами. Пост подразумевает умеренность во всем, как в количестве, так и в качестве вкушаемого. Напомним слова Великого Аввы Дорофея: «Не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также (должно) поститься и глазами, т.е. не смотреть на суетные (вещи), не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Постясь, таким образом, как говорит Василий Великий постом благоприятным, удаляясь от всякого греха совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигаем святого дня Воскресения, сделавшись, как сказали новыми, чистыми и достойными причащения Святых Таин. Но, сперва, изыдем навстречу Господу нашему Иисусу Христу, грядущему пострадать, и с масличными и пальмовыми ветвями примем Его, сидящего на жеребяти ослем и входящего в святой град Иерусалим».

Авва Дорофей
Авва Дорофей

Не голод, не отказ от некоторых видов пищи является главной целью поста, его назначение состоит в том, чтобы нравственно возвысить человека. И телесное очищение должно обязательно сочетаться со смягчением нрава, преображением души. Пост немыслим без подвига милосердия и любви. Что пользы, когда мы проводим пост без добрых дел? Если скажет иной: «Я постился всю четыредесятницу», - ты скажи: «Я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее…».

Общепризнано, что разумное воздержание полезно для человеческого организма. Наоборот, неумеренность – причина множества болезней. Тем самым пост благоприятен для здоровья. В то же время Церковь облегчает его тяготы для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом.

В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет. Например, откажется от всяких развлечений, просмотра телевизора, чтения развлекательных книг, от сладостей и лакомых блюд. Если же христианин по старости или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то он может хотя бы несколько ограничить ее в постные дни. Святитель Игнатий по этому поводу отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенной силою вырастают плевелы, так и в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум молитвою, густо и сильно вырастут плевелы самомнения и высокомудрия».

Великий пост – это уникальное время, когда каждому дается возможность почувствовать себя частью единой Церкви Христовой и, помня слова Христа о том, что злой дух «изгоняется только постом и молитвой» (Мф 17, 21) в единодушном порыве выступить против царства диавола, гнездящегося в нашем сердце.

Во время Четыредесятницы Церковь пытается каждого из нас сдвинуть с мертвой точки греха, давая нам, возможность покаяния и самого важного для души – Причащения святых Христовых Таин совмещенного с таинством исповеди и нелицемерным сокрушением в грехах. В Великий пост особо звучат слова богослужебного гимна: «Душе, восстании, что спиши, конец приближается», призывая каждого человека совершить усилие, переступить через себя и разрывая цепи греха вырваться навстречу Господу…

Великий Пост – Святая Четыредесятница начинается с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресение называется еще в просторечии Прощенным воскресением, т.к. за вечерним богослужением в этот день в храме совершается чин прощения.

Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, т.к. прилично иметь ревность ко благочестию в начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в последующие дни. С понедельника по четверг на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству библейских образов примеров в нем заключенных, так и по количеству тропарей, в нем содержащихся.

Ефрем Сирин
Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Роспись. Успенский собор Кремля

Очень важно в Великий пост посещать богослужения не только в субботу и воскресенье, но и обязательно на будничных днях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. Великим постом каждый день – с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина, которую можно действительно назвать великопостной молитвой, т.к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь». Краткое объяснение церковнославянских слов этой молитвы приводим здесь. «Живота моего - жизни моей; дух празности - склонность к празности или лени; уныние - безнадежность; любоначалие - властолюбие, т.е. любовь начальствовать и властвовать над другими; празднословие - произношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и праздных слов; не даждь ми - не дай мне. Целомудрие - здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; смиренномудрие - сознание своего несовершенства и недостоинства перед Богом и когда не думаем о себе, что мы лучше других (смирение); терпение - терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, лишений и нечестий; а также нужно для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца; любве - любви (к Богу и ближним). Ей Господи - о, Господи! даруй ми зрети - дай мне видеть, осознавать. Под братом разумеется всякий другой человек. Яко благословен еси - потому что Ты достоин прославления».

В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон.

Григорий Палама
Григорий Палама

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы. Св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы.

В третье воскресенье Великого поста Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называется «крестопоклонными». Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.» В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века – святой Иоанн Лествичник, который в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе Божией.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской». Жизнь Св. Марии Египетской – великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии – должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице»: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом умершего Лазаря.

Мария Египетская
Святая преподобная Мария Египетская

Шестое воскресенье Великого Поста – великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение). На Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы (ваий) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение). Вербным Воскресением заканчивается четыредесятница и наступает Страстная Седмица. Три субботы – второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.

Постное блюдо

Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это особенное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идем навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идет навстречу нам. Идет через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.

Комментарии к статье
Оставить комментарий...
Православный календарь 2023
03 мая 2024 - нов.ст.
20 апреля 2024 - ст.ст.
Пятница
--
Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
--
Прп. Феодора Трихины. Прп. Александра Ошевенского. Мч. младенца Гавриила Белостокского. Свтт. Григория и Анастасия Синаита, патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия, игумена Синайской горы. Свт. Николая, еп. Охридского и Жичского.(Серб.). Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского.
Кипрской иконы Божией Матери.
--
Великий пост
Горячая пища без масла
Строгий пост.
--
Подробнее о сегодняшнем дне...
Реквизиты для пожертвований:
р/с BY90BLBB 3015 0200 2924 8300 1001
в Дирекции ОАО "Белинвестбанк" по Брестской области, код банка-отправителя BLBBBY2X УНП 200292483
--
Web Money:
wmr R246933753233
wmb B422910852288
wme E142191795777
wmz Z285079975719
Копирование и распространение материалов сайта приветствуется и поощряется.
2010 - 2024, www.radost-brest.com
Суеверие.net — Сайт о вере и суеверии. Православный образовательный портал Детская православная страничка Храм Святого Праведного Иоанна Русского г.Брест Православная энциклопедия АЗБУКА ВЕРЫ Православие.ru Древо, энциклопедия Отцы.ру: неверующим о православных священниках